Пермский край. Мучная пыль или дымовая завеса?

Фильтры

Регион

Новости

Пермский край. Мучная пыль или дымовая завеса?

Пермский мукомольный завод (ПМЗ) собрались переносить в поселок Звездный. Большинство специалистов заявляют о нереальности этого прожекта и прогнозируют рост цен на муку и хлеб уже в этом году. Да и будущее самого предприятия вызывает нешуточные опасения.
Прикамье может лишиться мукомольного завода. Продекларированное строительство нового завода в Звездном может оказаться всего лишь фикцией, блефом. Предприятие, входящее в десятку лучших мельниц России, будет уничтожено. К общеэкономическим причинам ожидаемого роста цен на муку и хлеб в Пермском крае прибавятся и свои, особенные, вызванные действиями ряда акционеров ПМЗ. Ожидается, что стоимость муки поднимется в полтора–два раза, цена на хлеб уже в этом году вырастет на 30%.

Зачем?

В начале этого года стало известно, что Пермский мукомольный завод собираются перенести в поселок Звездный. Сначала расскажем о причинах (объективных и истинных) переезда и о выборе места.
Площадка, на которой находится сегодня мукомольный завод, весьма интересна для инвесторов, как и любая другая территория в центре города (особенно привлекательно то, что это берег Камы). Вообще–то, это нормальный и логичный процесс для развития крупных городов — перенос шумных и пыльных производств за черту мегаполиса. Вся европейская цивилизация движется по пути многоярусного устройства городов: центр — это сити (деловые кварталы), потом спальные районы, зеленое кольцо, за ним — малоэтажное строительство, дальше — промзоны.

На объективном и обоснованном интересе в таком развитии территории муниципальных и краевых властей и решили, похоже, сыграть собственники мукомольного завода, господа Вильховецкий, Андреев и Колпаков, имеющие по 16% акций предприятия. А заодно, по нашим данным, решить исключительно свои финансовые проблемы и, возможно, даже «подзаработать». Судите сами. По словам работников предприятия, пожелавших остаться неизвестными (и это, согласитесь, уже настораживает, просто так люди бояться не будут), господа собственники не проявляли особого интереса к развитию производства. Как заметил один из собеседников «Местного времени», «они, наверное, даже не знают, кто мы такие, «крупчаточники» (основная специализация на предприятии), как и все, «мукомолами» нас называют. Какие же это хозяева?!».

По данным источника на заводе, у предприятия огромная кредиторская и дебиторская, боюсь, невозратная задолженность. В течение двух лет были заключены многочисленные договоры на поставку зерна с разными фирмами, ПМЗ брал кредиты, платил деньги, а зерно так и не поступало. Причем погашение процентов по кредитам на закупку зерна происходило, возможно, за счет средств, полученных предприятием из бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Что же касается денег, направленных на «закупки зерна», то они, насколько нам известно, оказались в значительной мере (более 100 млн рублей) на личных счетах некоторых акционеров ПМЗ и аффилированных к ним фирм. Сейчас финансовыми операциями, проведенными Вильховецким сотоварищи, занимаются правоохранительные органы, именно им предстоит выяснить, происходил ли вывод активов с завода.

В конце прошлого года на предприятии был проведен обыск. В ходе мероприятия, проводившегося сотрудниками УБОПа, были изъяты компьютеры, а также финансовые документы компании. Как пояснили сотрудники правоохранительных органов, обыск был необходим в рамках уголовного дела о мошенничестве, возбужденного в сентябре 2007 года в отношении трех акционеров: Андреева, Вильховецкого, Колпакова, которые владеют равнозначными пакетами по 16% акций. Еще 25,5% акций принадлежит государству, представители которого также в недоумении, куда подевались деньги, направленные якобы на закупки зерна.

Куда?

Продолжение деятельности предприятия в таком же темпе неизбежно приведет к банкротству. Завод не сможет удовлетворить требования кредиторов о погашении задолженности. Но опасности банкротства группа Вильховецкого, видимо, не боится. Им кажется, что они нашли выход из затруднительного и двусмысленного, в первую очередь для них самих, положения.

Заявление о переносе завода в Звездный было сделано Евгением Вильховецким. Он же уточнил, что речь идет не просто о переносе, а о строительстве нового завода (причем сроки возведения предприятия — 2–3 года). Глава администрации Звездного Анатолий Королев подтвердил, что участок (около 20 тысяч кв. м) найден и «зарезервирован» для строительства нового предприятия. Но проекта пока не существует и никаких предпроектных работ проведено не было. По мнению специалистов, озвученные сроки — 2–3 года — не реальны. Это время может уйти только на согласование и разработку необходимой документации.

— К тому же «пермская мука» — это бренд, — заявил миноритарный акционер завода Дмитрий Касаткин, — никто им бренд или технологии отдавать не будет. За это время они могут построить только мельницу какую–нибудь небольшую. Это уже не будет одно из лучших российских предприятий. Это будет видимость, фикция.

Как?

Несмотря на то, что проекта еще нет, Евгений Вильховецкий озвучил сумму предполагаемых на строительство нового завода затрат — 1 миллиард рублей. Откуда такие средства будут взяты, неизвестно. В одном из интервью г–н Вильховецкий заметил лишь, что «деньги найдутся».

Дмитрий Касаткин в этом не уверен:

— Откуда «найдутся»? Средний выпуск продукции завода — 14–15 тысяч тонн в месяц, умножаем на 12 и на сегодняшнюю цену муки — 12–13 рублей за килограмм. За 2 года потенциально вложенный миллиард никак не окупится. Эта цифра взята не из производственных возможностей предприятия, а из инвестиционной привлекательности стоимости земли в Перми. Люди хотят получить миллиард за продажу этого участка, а куда уж его истратят... Банки кредитов им больше не дадут, по крайней мере, российские.

Дмитрий Касаткин также уточнил, что де–юре Вильховецкий, Андреев и Колпаков не являются исключительными собственниками, они всего лишь владельцы крупного пакета акций, но не контрольного.
— И если речь идет о миллиарде, а это больше, чем все балансы предприятия, то решение просто обязаны были принимать на общем собрании акционеров, — уверен Дмитрий Касаткин.

На самом деле, небесспорное стратегическое решение — переезд в Звездный — было принято без учета мнения трудового коллектива, акционеров предприятия, профсоюза. Оперативных решений пока еще нет: ни договоров на поставку оборудования, ни соглашений о кредитах, ни договоренностей о разработке проектно–сметной документации. Не исключен и вариант, когда банки просто заберут имущество и землю под ними за долги. Что уж тогда говорить о переносе...

Многие из специалистов начали поиск нового места работы. И не потому, что не хотят ездить в Звездный («Если автобус будет, что ж не ездить», — рассудила одна сотрудница), а потому, что уверены: предприятию осталось жить считанные годы, если не месяцы.

За что?

Сегодня Пермский мукомольный завод — пока еще крупнейшее предприятие мукомольно–крупяной отрасли Западного Урала, вырабатывающее до 15 тысяч тонн продукции в месяц. Предприятие — признанный лидер регионального рынка, входит в десятку лучших мельниц в России.

Высокое качество продукции Пермского мукомольного завода подтверждено региональными и международными наградами — «100 лучших товаров России», «Покупайте российское», «Лучшее из Перми», «Лидер бизнеса Поволжья», Всероссийского смотра качества муки и крупы. «Пермская мука» — известный, зарекомендовавший себя бренд. Останется ли он таковым? Скорее всего, нет. Предприятие нужно переносить, но главной целью должно стать развитие производства. Акционеры, затеявшие переезд, скорее всего, ставят перед собой какие–то иные цели.

Что это за цели — должно показать расследование уголовного дела. Боюсь, однако, что печь хлеб в Перми будут скоро из привозной, а значит, дорогой муки.

Зерно Он-Лайн

Также в разделе

Комментарии (0)